Дата публикации: 31 октября 2019
В настоящее время экономика и общество находятся на этапе значительных изменений, связанных с внедрением цифровых технологий. Широко используется понятие цифровой экономики, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Отсюда следует, что качество жизни населения и эффективность экономики любой страны будет зависеть от масштабов и направлений цифровизации экономических и технологических процессов, изменения моделей управления на основе цифровых технологий.
Повышение эффективности прежде всего связано с совершенствованием организации управления и качеством управленческих решений, основанных на оцифрованной информации предоставленной цифровой информационной инфраструктурой.
В топливно-энергетическом комплексе России сегодня формируются данные тенденции и разрабатываются планы развития энергетики с учетом цифровизации экономических, технологических и информационных процессов. Для этих целей разработана Национальная технологическая инициатива и утверждена дорожная карта внедрения мероприятий и технологий цифровой энергетики. Понятие «цифровая энергетика» можно сформулировать как систему технологически и экономически взаимодействующих в процессе преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов хозяйствующих субъектов, в которой ключевым фактором эффективности является цифровой актив (информация, технология).
В электроэнергетике развиваются новые бизнес-модели:
· потребители могут выступать в качестве производителей энергии;
· распределенные производители энергии могут технологически и экономически выступать в качестве одного субъекта рынка (виртуальной электростанции);
· объединение потребителей, производителей и передающей инфраструктуры рассматривается, как энергоснабжающая самобалансирующаяся саморегулируемая организация (ЭССО);
· формирование региональных и микрорегиональных рынков вместо централизованного рынка;
· торговля по прямым контрактам без участия рынков энергии и мощности;
· управление и оптимизация функционирования и развития энергосистем на основе цифровых моделей реального времени;
· интеллектуальный учет.
Технологическое направление развития цифровизации электроэнергетического сектора включает:
· необслуживаемые киберфизические устройства (преобразователи, коммутационные устройства и т.д.) для среднего и низкого напряжения;
· цифровые подстанции и цифровые сети среднего и низкого напряжения, микросети, энергетическая инфраструктура зданий;
· распределённую автоматизацию воздушных (кабельных) сетей;
· интеллектуальные системы диагностики оборудования.
Дорожная карта EnergyNet предусматривает инвестиции в развитие «умной» энергетики в России до $40 млрд. в год до 2035 года. Это позволит, в частности, на четверть снизить стоимость владения сетью, на 50% - потери электроэнергии и более чем на 70% аварийность.
Информационная среда в цифровой электроэнергетике характеризуется следующими технологиями:
· сервис удаленных («облачных») вычислений и хранения информации;
· сервис распределенных («туманных») вычислений;
· открытые платформы для технологических и коммерческих сервисов;
· технология «интернета вещей»;
· анализ больших данных.
Перспективным представляется применение развивающихся сегодня распределенных баз данных – блокчейн. На ней основаны платформы для проведения операций между равноправными участниками, действующими без посредников, и в которой применяется децентрализованное хранение информации для отражения всех данных об операциях. Эта технология может применяться, как в экономических, так и в технологических подсистемах ТЭК.
В дорожной карте EnergyNet предусматривается разработка образовательных и профессиональных нормативных документов, требований к описанию компетенций специалистов для цифровой экономики. Количество специалистов, прошедших переобучение в рамках дополнительного образования должно составить к 2020 году – 500 тысяч человек, к 2024 году – 1 миллион человек.
В связи с этим государственная политика России в сфере образования одной из главных задач развития устанавливает внедрение подхода, основанного на непрерывном образовании, подготовке и переподготовке профессиональных кадров. Создание условий для получения любым гражданином Российской Федерации профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения на протяжении всей жизни позволит обеспечить социально экономическое развития экономики и общества.
Система образования в Российской федерации создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных и дополнительных образовательных программ. Дополнительное профессиональное образования является основным способом реализации принципа непрерывности образования для персонала предприятий ТЭК в России.
Система дополнительного образования в настоящее время находится на этапе совершенствования, для которого характерны следующие черты:
· Внедрение профессиональных стандартов в отраслях ТЭК (33 стандарта в области электроэнергетики, 33 – в сфере добычи, переработки, транспортировки нефти и газа, 20 – в области атомной энергетики), которые определяют требования работодателей к знаниям и умениям специалистов. Содержание дополнительных профессиональных программ Петербургского энергетического института повышения квалификации Министерства энергетики(ФГАОУ ДПО «ПЭИПК») учитывает требования профессиональных стандартов, позволяет подготовить специалистов и руководителей энергокомпаний к эффективному выполнению производственных и управленческих задач.
· Увеличение доли внутрифирменной подготовки, которая не всегда обеспечивает необходимый уровень и системность знаний специалистов отрасли. При этом высшие учебные заведения в связи с отсутствием новых преподавательских кадров и переходом на западную двухуровневую систему образования потеряли способность готовить полноценных специалистов.
· Расширение использования информационных, дистанционных образовательных технологий. В 2016 году прошли повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий 16,9% от общего количества обученных работников.
В 2017 г. 27% населения в возрасте от 25 до 64 лет участвовали в тех или иных видах непрерывного образования, что немного меньше максимального уровня 30% 2010 года.
По участию населения в непрерывном образовании Россия отстает от большинства европейских стран, наивысший показатель в 2016 году имеют Голландия – 73,9%, Швеция – 69,7% и Австрия 69,3%.
Петербургский энергетический институт повышения квалификации является одним из ведущих учреждений в сфере дополнительного профессионального образования. Ежегодно в институте и его филиалах повышают квалификацию более 4,5 тысячи специалистов-энергетиков.
В Институте реализован комплекс более 400 образовательных программ повышения квалификации специалистов по инновационным технологиям в области:
· диспетчерского и оперативно-технологического управления с учетом планов внедрения цифровых технологий и концепции активно-адаптивных сетей;
· релейной защиты и автоматики электростанций и сетей с учетом внедрения цифровых подстанций и распределенных микропроцессорных устройств;
· технической диагностики и неразрушающего контроля энергетического оборудовании и управления его техническим состоянием (ТС);
· систем связи, телемеханники и информационно-сетевых технологий с учетом планов внедрения цифровых технологий и концепции активно-адаптивных сетей;
· ресурсосбережения, энергосбережения, снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности предприятий энергетики и ТЭК;
· новых технологий и материалов в энергетическом строительстве;
· новых технологий эксплуатации и ремонта энергетического оборудования электрических станций, подстанций и промышленных предприятий по ТС;
· управления человеческими ресурсами в энергетике;
· экономики и организации управления в условиях цифровой энергетики .
Эти программы позволяют осуществить полноценное и качественное обучение, причем для специалистов, связанных с управлением и эксплуатацией технологической подсистемы энергетических предприятий, особенно значимым является выработка умений и навыков выполнения профессиональных действий.
Обучение дает возможность компаниям топливно-энергетического комплекса России системно и непрерывно совершенствовать компетенции своих сотрудников в соответствии с тенденциями развития цифровой экономики и энергетики в Российской Федерации.