Дата публикации: 12 июня 2019
Московская сборная учащихся установила новый рекорд по итогам Всероссийской олимпиады школьников — 2019: ребята завоевали 943 диплома по 24 предметам. О том, каких успехов помогают добиться такие результаты, рассказали победители Всероса прошлых лет.
Победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2008 года
В 2014 году я окончил географический факультет МГУ — кафедру метеорологии и климатологии, а в прошлом году здесь же защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас я научный сотрудник этой кафедры. По совместительству также работаю в Институте физики атмосферы РАН и в Гидрометцентре.
Темы моих исследований совершенно разные, но главным образом они посвящены климату города, влиянию города на погоду и на атмосферные процессы. Полностью направление, которым я занимаюсь, называется «городская метеорология и климатология».
Во всероссийской олимпиаде я участвовал три года подряд — с 2007 по 2009-й. Впечатления остались замечательные. Наверное, это вообще лучшее воспоминание школьных времен. Это был совершенно новый опыт, потому что я учился в физико-математической школе. Я поступил туда в седьмом классе, отучился восьмой и половину девятого, а потом попал на олимпиаду по географии — на районный этап. Поучаствовал просто ради интереса и совершенно случайно победил, прошел дальше. Начал немного готовиться — так по нарастающей и пошло.
Михаил Варенцов
Благодаря победе во Всероссийской олимпиаде школьников меня приняли на профильный факультет без экзаменов. Я выбрал МГУ, потому что это один из лучших вузов страны, если не самый лучший. О своем выборе ни разу не пожалел. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень интересно.
Несколько лет я довольно плотно готовил школьников к олимпиадам. В качестве приглашенного лектора и руководителя практических занятий в моей области знаний я работал и с московской сборной, и со сборной России накануне международных олимпиад.
С одной стороны, много лет подряд на всероссийской олимпиаде по географии сохраняются традиции: ее участники обязательно куда-то едут, проходят теоретический и практический туры, знакомятся с регионом, с его географическими особенностями — ведь для географов он сам по себе является объектом исследования.
При этом с каждым годом растет уровень конкуренции, все больше сил вкладывается в подготовку команд. Какие-то регионы становятся сильнее и увеличивают бонусы тем, кто побеждает на олимпиадах. Самый яркий пример — Москва. Когда я ездил на Всерос, мы, победители, получали денежные бонусы по президентской программе — что-то около 60 тысяч рублей. Через семь лет мой брат принял участие в этой же олимпиаде и получил гораздо больше от Москвы. Только порадоваться за него можно. Молодец!
Для меня залог успеха на Всеросе, наверное, был в том, что я не парился из-за всего этого. У меня не было такого, чтобы я сидел несколько месяцев, полностью отказавшись от всего остального, и что-то зубрил. При подготовке важно не терять здравомыслия и не перенапрягаться.
Победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014 года
Мне 22 года, я студент пятого курса факультета фундаментальной медицины МГУ, работаю медбратом на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. Подавая документы в МГУ, я использовал льготу победителя Всероссийской олимпиады школьников, которая позволяет поступить в профильные вузы без экзаменов.
Всероссийской олимпиадой школьников по химии я заинтересовался в девятом классе. А изучал этот предмет с седьмого класса, а не с восьмого, как обычно бывает в школах. И с того же времени участвовал в городской олимпиаде по химии. В девятом классе я в первый раз поехал на Всерос по химии — тогда олимпиада проходила в Магнитогорске. В тот раз стал призером, а в 10-м и 11-м классах — уже победителем всероссийской олимпиады.
В последний год обучения в школе я уже точно знал, что пойду в медицинский вуз, но очень увлекся олимпиадами — съездил еще и на Международную олимпиаду по химии, представил там сборную России. И тоже выиграл золотую медаль. Так получилось, что я один из немногих медалистов Международной олимпиады по химии, который не пошел в химический вуз.
Медицинское обучение в России — это шесть лет учебы в вузе и несколько лет ординатуры (для того, чтобы иметь какую-то определенную специализацию). В этом плане я рассматриваю несколько вариантов: буду или врачом-эндокринологом, или бариатрическим хирургом. Бариатрия — довольно перспективная отрасль: это раздел хирургии, занимающийся лечением ожирения. Я считаю, что именно ожирение — главная проблема XXI века. И проще сделать пациенту операцию, которая снизит его вес на 50 процентов, чем лечить его от множества заболеваний, появившихся из-за ожирения, через несколько лет.
Юрий Андреев
После четвертого курса я сдал экзамен на сертификат медсестры и уже семь месяцев работаю на скорой помощи. Еще я чуть-чуть занимался репетиторством и являюсь одним из тренеров сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников. Активно заниматься подготовкой будущих участников химических олимпиад я начал после третьего курса. В процессе подготовки стараюсь максимально расширять кругозор детей — я хорошо помню, что у меня в свое время были с этим проблемы. Мне была интересна только химия с биологией. Например, на первых курсах университета из-за этого даже были некоторые проблемы.
Очень заметно, насколько сильной стала подготовка к всероссийской олимпиаде сборной Москвы. В этом году я посмотрел список победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по химии, и среди первых десяти финалистов, ребят с самым высоким рейтингом в 11-м классе, было только два школьника не из Москвы. Это, конечно, говорит об очень многом.
Когда я учился, было достаточно серьезное противостояние между Москвой, Татарстаном и Санкт-Петербургом. А сейчас московская команда проявила себя значительно лучше. Мне кажется, это связано с тем, что на подготовку выделяют гораздо больше средств. В мои школьные годы таких занятий было намного меньше. И качество подготовки тоже однозначно улучшилось.
Сейчас школьники, которые едут на Всерос, могут посещать очень много разных курсов: у нас есть и подготовка после олимпиады с расчетом на будущий год, и выездные сборы в санатории, и сборы для тех, кто в прошлом году немного не добрал баллов для участия в олимпиаде, чтобы на следующий год они все-таки прошли. Это очень здорово. Есть даже особый подход: дети с самыми сильными знаниями ходят на одни занятия, а те, кто только начинает готовиться ко Всеросу, — на другие.
Для успешной подготовки к олимпиаде ребята должны очень четко осознавать, что конкретно нужно учить. Поэтому участникам олимпиады очень полезно взаимодействовать: призеры делятся с остальными своими знаниями и более или менее всех подтягивают. И конечно, тренеры, которые раньше были призерами и победителями Всероса, тоже стараются рассказывать, что именно учить, как учить, по каким книжкам. Если бы дети из регионов могли регулярно получать такого рода информацию, то, наверное, и их результаты были бы лучше.
Победитель Всероссийской олимпиады школьников по физике 2009 года
Я работаю в «Яндексе» — руковожу группой backend-разработчиков и пишу код сам. Перед этим учился в МФТИ — в бакалавриате на факультете общей и прикладной физики, затем на факультете инноваций и высоких технологий. В физтехе отличный уровень образования. Я поступил туда без экзаменов — у призеров Всероса есть такая возможность.
Во Всероссийской олимпиаде я участвовал три года подряд: в 9, 10 и 11-м классе. Три раза писал физику и один раз — в 11-м классе — информатику. В тот год стал победителем по физике и призером по информатике.
В школе мы каждый год ходили на олимпиады по физике городского уровня. После очередной городской олимпиады попал на всероссийскую. Конкретного желания участвовать именно во Всеросе не было — просто готовился к олимпиаде. И было довольно неожиданно принять участие в этом интеллектуальном соревновании. В общем, порадовался.
А в подготовке к информатике помогла летняя компьютерная школа — и снова городские олимпиады. Я активно к ним готовился, но на всероссийскую удалось съездить только в 11-м классе — до этого олимпиады по физике и информатике пересекались по датам.
Лев Толмачев
Мне всегда были интересны и информатика, и математика, и физика и программировать мне очень нравилось. Пока учился, я думал, выбирал, что мне ближе: физика как наука или программирование как занятие. Понял, что мне все-таки нравится создавать что-то, чем могут пользоваться люди. Поэтому пошел заниматься программированием. Сейчас мы с командой пишем backend-код для «Яндекс.Диска». Можно сказать, что практически все, что умеет «Яндекс.Диск», связано с тем, чем я занимаюсь.
Для того чтобы хорошо выступить на Всеросе, нужно готовиться — и любить предмет. Если тебе не нравится то, чем ты занимаешься, хорошо подготовиться к этому не получится. А если тебе это интересно, ты будешь не просто решать задачки, а именно погружаться в предмет. Тогда у тебя есть все шансы показать отличный результат. Всем призерам всероссийской олимпиады, которых я знаю, было очень интересно то, чем они занимались.